Закон обратной силы не имеет. С этим основополагающим правилом знаком каждый адвокат. Москва, однако, знает из этого закона исключения. Одно из таких исключений совсем недавно подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации. Речь идет о законе, запрещающем гражданам, проявившим недобросовестность при устранении юридических лиц, в течение трех лет заниматься ликвидацией каких-либо других предприятий.
Закон, регулирующий правила регистрации предприятий был принят в августе 2001 года. Однако поправка, в соответствии с которой, гражданин, замеченный в проявлении недобросовестности при закрытии юридического лица или индивидуального предприятия, не может участвовать в ликвидации других предприятий, действует только с начала января 2016 года.
Основания для иска в конституционный суд
Основанием послужил иск, оспаривающий отказ в регистрации гражданина в качестве ликвидатора физического лица. Суть проблемы состояла в том, что было отказано в регистрации фирмы на основании изменений, внесенных в закон 1 января 2016 года, а недобросовестная ликвидация предприятия, в которой данный гражданин принимал участие, произошла ранее. Следовательно, по мнению истца, он имеет право участвовать в таких действиях, как:
- регистрация фирм в Москве;
- ликвидация индивидуальных предприятий;
- ликвидация физических лиц.
Свою позицию истец аргументировал тем, что по особому нормативному правовому акту Российской Федерации, закон обратной силы не имеет, поэтому ему не нужно дожидаться момента истечения трехлетнего срока.
Причины отказа конституционного суда
Конституционный Суд в иске гражданину ответил отказом. В защиту позиции КС были приведены следующие аргументы:
- меры ограничения касается только недобросовестных лиц;
- запрещение носит временный характер;
- запрещение направлено на защиту других законопослушных людей.
Поскольку ограничение не является пожизненным, а носит временный характер, граждане, чья договорная работа в Москве связана с ликвидацией предприятий, через три года могут снова ей заняться. Поэтому, ссылку истца на статью 54 основного закона государства, суд отклонил.